Как распознать у ребенка компьютерную зависимость и справиться с ней

В центре развития «Фан-Маман» в конце марта полный зал мам и пап побеседовал с клиническим психологом Ревдинской городской больницы Татьяной Фильковой. Тема была выбрана важная: «Дети и гаджеты. Проблемы зависимости». Психолог рассказала о том, как распознать зависимость, что делать, если ребенка уже «затянуло», как помочь ему выйти из опасного состояния, и как родителю сохранить нервы и хорошие отношения с сыном или дочкой.

Организатор встречи — мама (и уже даже бабушка) Анна Лазарева, директор центра «Фан-Маман». Она

— Этой проблемой мы занимаемся с начала года, общаемся с родителями о гаджетозависимости. Мы решили создать некое родительское сообщество: не какой-то определенный круг людей, у нас нет организации, просто есть люди, заинтересованные в помощи своим детям. То есть, к нам может присоединиться абсолютно любой, если ему это интересно. Наша цель — это создание какой-то оффлайн-платформы для ребят, которые поставили свою проблему с гаджетами во главу стола. Но нужно понимать, что она будет для всех — не только для людей с серьезной зависимостью, но и со срединной или начальной. Наша задача научить детей играть, общаться, веселиться без телефона в руках. Я сама, как мама, вижу предпосылки у своего сына, поэтому организовываю это еще и для себя, помогаю своему сыну быть в живом общении. Общение с Татьяной Владимировной помогло мне понять и осознать ошибки, которые я допускала и продолжаю допускать. Поэтому родителям нужно начинать с себя.

Анна лазарева
Анна Лазарева, директор центра развития Фото//Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

Анна Лазарева объясняет, что она не против использования гаджетов, но по правилам, которые позволят им сохранить здоровье, войти в будущее думающими и трезвомыслящими, которые смогут организовать свою взрослую жизнь легко без какой-то зависимости от девайсов. На эти встречи может прийти любой желающий абсолютно бесплатно. Следующей темой встречи с Татьяной Фильковой будет «Кибербуллинг» (преследования и издевательства в сети), следите за анонсами. День и время встречи пока обсуждается. А мы рассказываем, чему научила родителей Татьяна Филькова на встрече, посвященной гаджетозависимости.


Что такое компьютерная зависимость?​


Это навязчивое желание включить компьютер/гаджет, чтобы уйти от повседневности, отбросить на второй план все насущные проблемы. Зависимы на сегодня 10-14% людей о всем мире, причем, 80% из них — это дети от 12 до 14 лет.

Как распознать ПК-зависимость?​

  • Ребенок проводит за гаджетом все свое свободное время, ничем больше не интересуется
  • Он врет вам о времени, которое он провел за гаджетом
  • Ребенок забывает о домашних делах и обязанностях
  • У ребенка сбивается график питания и сна
  • Подросток ест, сидя за компьютером, не выпускает смартфон из рук на столом
  • Когда ребенок начинает играть в компьютер, у него повышается настроение
  • Ребенок не стремится общаться с близкими и друзьями, ограничивает контакты
  • Вступает в конфликт с близкими из-за лишения гаджета, угрожает и шантажирует

Почему формируется зависимость?​

  • Ребенку скучно, он не знает, чем еще себя занять
  • Жажда приключений
  • Недостаточный контроль со стороны родителей
  • Напряженные эмоциональные отношения в семье
  • Заниженная или завышенная самооценка

Как предотвратить ПК-зависимость?​

  • Правило «экранного времени» (выделяйте время на «общение» с гаджетами), строго соблюдайте его. Обсудите с ребенком, что будет, если он нарушит временные рамки. И всегда исполняйте обещание о наказании. Для малышей до 5 лет компьютер под запретом. Детям до 7 лет можно сидеть за гаджетами не более получаса, причем только под контролем родителей, обсудить что смотрит и какой сюжет. Детям 7-12 лет — не более часа, 12-17 лет — не больше двух часов с перерывами в 15 минут.
  • На личном примере показывайте, что можно весело и интересно проводить время и без смартфона, компьютера, получать удовольствие от реальной жизни
  • Дайте ребенку возможность поскучать. В данном случае, если у ребенка действительно наблюдается зависимость, то ограничивая время доступа, мы видим проявление скуки: безынициативность, нытье, невозможность чем-то занять себя. Есть прекрасная пословица: от скуки на все руки. В этот время у ребенка развивается естественно-познавательный мотив, поэтому, когда он будет понимать, что ему нечем заниматься, то рано или поздно он что-то себе придумает иное, не в телефоне или планшете.
  • Помогите ребенку справиться с негативными эмоциями, разговаривайте с ним, чтобы он не схватился за смартфон и не ушел от проблем в виртуальный мир

Как справиться с зависимостью?​

  • Развивайте доверительные отношения с ребенком. Уважительно относитесь к увлечениям ребенка, которые вы в состоянии контролировать, то есть к тем, которые ребенок от вас их не скрывает. Ни в коем случае не критикуйте («Что за дурацкая игра»), не запугивайте («Если ты будешь играть, то заберу телефон»). Это вызывает у ребенка недоверие, и соответственно, он не будет реагировать на ваши ограничения. Подростку к примеру, важно не нарушать личные границы, когда спрашивают его мнение. Поэтому нужно озвучивать свои планы или условия заранее.
  • Будьте «ресурной» мамой, то есть, эмоционально-зрелой. К сожалению сейчас таких мам очень мало. Начав работу над собой, родитель дает больше шансов ребенку стать зрелым человеком. Без груза конфликтов детства, травм, ошибок. Ресурсная мама — это уверенная, счастливая, здоровая, мама, которая нацелена на себя, а не на историю проживания жизни ребенка. Мама, которая живет в свое удовольствие и соответственно у нее нет ресурсов на претензии к своему ребенку, а есть время на разговоры по душам.
  • Уважайте его увлечение гаджетом, не называйте ерундой, интересуйтесь, не насмехайтесь и не упрекайте. Понимайте и принимайте его чувства и эмоции, в хорошем и плохом его проявления. Когда он плачет или кричит — это не значит, что ребенок плохой, это значит, что ему нужно ваше внимание и нужно принимать его переживания. Фокусируйтесь больше на положительных сторонах ребенка: меньше критики, упреков, замечаний. Именно это формирует такие защитные реакции ребенка как обман или уход от реальности. Не сравнивайте ребенка с другими, только с самим собой («Вчера ты смог, а сегодня нет»). Присоединяйте свои чувства, а не свою оценку личности («Не ты плохой, а твой поступок»).
  • Если ребенок «зависает» перед экраном, присядьте рядом и около минуты просто посидите с ним, а затем тихонько поинтересуйтесь чем он занимается, чтобы ребенок понял, что вы им заинтересованы
  • Обратитесь к специалисту, только специалист сможет вам точно диагностировать проблему и помочь в ее решении, если вы не справляетесь

Татьяна Филькова о детской ПК-зависимости в Ревде​

филькова
Фото//Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

— Мне ежедневно поступают запросы на психологическую консультацию по различным проблемам. Конфликты по поводу границы доступности детей с гаджетов одна из лидирующих после детско-родительских отношений. Если говорить о статистике за последние три года, то каждый шестой подросток имеет чрезмерное пристрастие к девайсам. Средний возраст 13-15 лет, возрастные границы от 8 до 17 лет. Для профилактики я не рекомендую давать ребенку гаджеты до пяти лет, а с пяти — только при совместном общении и игре со взрослым.

Нет определенного возраста, в котором можно дать ребенку гаджет и с точностью знать, что это не приведет к зависимости, так как она может возникнуть на любом этапе даже у взрослого. Но у детей она формируется гораздо быстрее в силу нейропластичности мозга, повышенной чувствительности и впечатлительности. Зависимость не возникнет, если ребенка научить правильно пользоваться девайсами. Гаджеты — это всего лишь инструмент, а не часть жизни, как бывает у зависимых.

Еще по теме​


Просмотреть полный текст статьи
 
Сверху